Рязанская областная организация

Рязанская областная организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» – структурное подразделение Союза художников России, старейшего в стране объединения профессиональных мастеров изобразительного искусства.

 

            Рязанское областное отделение Союза художников СССР (а именно так первоначально организация называлась) была основана в декабре 1940 года, как и многие другие областные отделения, как следствие известного постановления ЦК ВКПБ «О перестройке литературно-художественных организаций». Состояла она всего из трех человек, председателем ее был Александр Васильевич Сыров (1902-1957), который не только долгое время возглавлял организацию, но и был директором Рязанского художественного училища.

           После войны организация стала быстро пополняться. Новыми ее членами в основном были вчерашние фронтовики, за редким исключением имевшие среднее художественное образование, полученное до войны. Очень скоро формируется отлаженный механизм художественной жизни. Особое оживление началось в 50-е годы, когда в организацию пришли образованные и талантливые художники: С. Ф. Якушевский, П. И. Будкин, В. Е. Куракин, Г. В. Раков, К. К. Шелковенко, Б. М. Заруба, искусствовед С. М. Степашкин и другие.

         Прием в организацию отличался строгими требованиями, поэтому не очень многочисленная организация имела сильный резерв и постоянную и качественную подпитку.

         Основополагающую роль в развитии рязанской художественной школы и профессионального образования сыграли П. И. Будкин и В. Е. Куракин, традиции их творчества, благодарная память о них бережно сохраняются современными мастерами.

          В целом искусство 50-80-х годов развивалось в рамках художественных процессов, которые шли в стране. Так в конце 50-х – начале 60-х годов появляется новая плеяда художников, имена и творчество которых традиционно связываются с так называемой «оттепелью» – это живописцы В. А. Иванов, Ю. П. Кузнецов, О. А. Бусыгина. Оглядываясь назад, теперь с уверенностью можно сказать, что именно в это время художники оказались в центре культурной жизни Рязани, стали ее мотором. Они же, а именно В. А. Иванов и О. А. Бусыгина попали под кампанию борьбы с формализмом, которая началась после посещения выставки, посвященной 30-летию МОСХА Н. С. Хрущевым. Кстати, именно Владимир Александрович Иванов стал одной из знаковых фигур в истории Рязанского Союза – и не только его.

          В целом 60-е годы подняли планку рязанского искусства, внесли новое понимание задач искусства, и в последующие десятилетия этот процесс продолжал развиваться. Однако в общем процессе всегда есть фигуры, творчество которых невозможно не выделить. На 60-е и начало 70-х годов пришлось начало творческого пути, таких как В. В. Агеев, А. М. Титов, А. Н. Мотин, В. Д. Чавкин, В. А. Подгорный.

          В это же время формируется группа ярких рязанских графиков – В. А. Шестаков, В. В. Семин, В. С. Шелудяков, В. А. Душенко, А. В. Суханов и некоторые другие, чей дальнейший творческий путь был связан в основном с живописью. В конце 60-х в Рязани начинается творческий путь скульпторов, выпускников Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина А. П. Усаченко и Б. С. Горбунова.

          В этот же период начинается расцвет декоративно-прикладного искусства – скопинской керамики, кружевоплетения, вышивки. М. М. Пеленкин, Д. А. Смирнова, В. В. Грумкова – не просто выдающиеся мастера, с чьим искусством знакома вся Россия. Каждый из них – это человек-школа, одновременно вершина и основа творчества для всех последующих поколений мастеров декоративно-прикладного искусства.

          В начале 70-х годов организация пополнилась очень разными художниками, в искусстве которых, так или иначе, преломлялась основная парадигма 70-х – уход от прямой публицистичности в сферу тонких и глубоких переживаний, усложнение художественного языка, увлечение художественным опытом прошлых эпох. Это живописцы В. А. Минкин, С. В. Ильина, Л. П. Дунаева, Т. П. Власова, И. Г. Власов, В. В. Корсаков, В. И. Николаев, Д. Г. Шаландин. Яркий расцвет печатной графики (офорта) был связан с творчеством С. И. Ковригина и М. К. Шелковенко.

Статусным событием для всех художников Рязани стала V зональная выставка «Художники Нечерноземья», которая состоялась в нашем городе в 1980 году. Это была одна из самых ярких страниц в истории Рязанского Союза художников.

Все перечисленные обстоятельства и события могли быть и в любом другом регионе в период существования СССР, в период активной поддержки искусства государством. После начала перестройки каждая организация была вынуждена решать проблемы выживания по-своему. Поэтому об этом времени хочется рассказать подробнее…

          Итак, примерно за 20 лет произошла полная смена исторических, экономических и культурных декораций. Никуда не выехав, мы живем под другим флагом, в другой стране, при другом экономическом строе. В связи с этим представляется большой удачей само существование повода для этой статьи – наличие в Рязани Союза художников. То, что Союз сохранился, это, пожалуй, главный итог его деятельности. При этом он не просто сохранился, как структура, но сохранил свою собственность, преумножил свои ряды. С 1988 по 1994 гг. председателем Рязанской организации был М. К. Шелковенко, именно на эти годы пришелся 50-летний юбилей рязанского союза, связанные с ним выставки в Москве и Ленинграде. С периодом председательства М. К. Шелковенко было связано немало творческих инициатив в организации. Еще в 1987 году ему, как возглавлявшему сектор выставочной деятельности, пришлось делать областную выставку детского творчества под характерным для того времени названием «Революционный держите шаг». В 1991 году в Рязани во время проведения ежегодной выставки детского художественного творчества состоялся семинар эстетической комиссии Союза художников России, признавший опыт рязанской организации в области развития детского художественного творчества уникальным и этот опыт получил распространение во многих городах России. В 1998 году на базе рязанского художественного музея была создана Галерея детского творчества, ставшая на этом поприще преемницей рязанского Союза.

          Перестроечное время – период романтический, это время давало большие возможности инициативным личностям. Свой общественный темперамент в это время сумела реализовать скульптор Раиса Лысенина. По ее инициативе в 1991 и в 1993 годах в Рязани прошли два симпозиума «Скульптура в камне», в которых участвовали скульпторы из многих городов России.

Самые трудные времена были ознаменованы еще одной яркой страницей в жизни организации. В 1991 году группа скопинских гончаров, среди которых были члены СХ Т. К. Голованова, Т. В. Лощинина, Н. К. Насонова, А. И. Рожко, художники декоративно-прикладного искусства (вышивка и кружевоплетение) В. В. Грумкова и Д. А. Смирнова, были удостоены Государственной премии России в области изобразительного искусства.

          На самую середину 90-х годов пришелся тройной юбилей – 900-летие Рязани, 50-летие Победы и 100-летие Сергея Есенина. Именно Рязань стала местом проведения республиканской выставки «О Русь, взмахни крылами!», что стало повторением триумфа V зональной выставки. В 90-е годы впервые в истории организации состоялись персональные выставки в залах Академии художеств в Москве и Санкт-Петербурге (В. Минкин «На земле Рязанской»), в Российском этнографическом музее (Сергей Ковригин «Власть чувств»). Несмотря на всю политическую и экономическую сложность 90-х годов для рязанских художников они были временем успешным с точки зрения выставочной деятельности, а также – временем повышенного к ним интереса со стороны средств массовой информации. В перестроечной ситуации, когда на телевидении и радио на короткое время возникла ситуация относительной свободы, а коммерциализация не началась, лучшие рязанские журналисты снимали фильмы-портреты о рязанских художниках, существовали профессиональные программы о событиях текущей художественной жизни, выходили спецвыпуски газет, посвященные отдельным выставкам.

          Если в обществе в это время существовал обостренный интерес к творческой личности, то совсем иначе складывалась ситуация внутри Союза художников России, что не могло не отразиться на местных организациях. В 90-е годы, после распада СССР на какое-то время главным стало сохранение Союза, поэтому критерии приема в Союз художников России были снижены. Но самое печальное не это, а то, что к Союзу возникло узко потребительское отношение. В 90-е годы начало происходить расслоение не по поколениям, а по «интересам». Часть художников исчезла из числа постоянных экспонентов областных выставок, заняв принципиальную позицию неучастия. Считая союзные выставки пережитком рухнувшей системы, они признавали целесообразным участие только в групповых или персональных вернисажах.

Сформировалась мобильная группа художников делавших ставку на зарубежные выставки, и стяжавших на этой стезе определенный успех. Возникли эти связи после разрушения «железного занавеса», когда стали налаживаться отношения с городами и художниками Германии, Франции, Испании, Голландии. Со второй половины 90-х годов выставки художников из этих стран стали частью художественной жизни Рязани.

          В советское время существовала особая форма творческих командировок – фестивали, проводившиеся в селах области. Для художников это была бесценная возможность работы с натурой. Первые пленэры в середине 90-х годов прошли в Касимове. На них приглашались художники из других городов, а потом и стран. Опыт Рязани был описан в газете «Художник России» и использован многими организациями. В настоящее время рязанские художники выезжает на пленэры в другие города и государства, а в области практически ежегодно проводится международный пленэр «Мещерские дали».

          Выставочная деятельность – это лицо организации, и в последнее десятилетие она становится все разнообразней и по форме и по содержанию. Выставочный график настолько плотный, что порой в зале СХ в месяц проходит по две выставки, притом, что в городе не одна экспозиционная площадка. Никогда не пустуют залы музея молодежного движения, где проводятся камерные вернисажи; постоянно принимает наших художников выставочный зал Государственного музея-заповедника С. А. Есенина; недавно открылся и востребован художниками новый выставочный зал в музее И. П. Пожалостина в Солотче; осваивается музей в Касимове, городе, так любимом художниками; крупные персональные выставки приглашает к себе Рязанский художественный музей.

          Значительную группу в составе организации представляют скопинские мастера, выставочная деятельность которых по большей части проходит независимо от рязанской организации, но они непременные участники областных, региональных и всероссийских выставок. По-прежнему тон в творчестве задают заслуженные художники, лауреаты государственной премии России Т. К. Голованова и Т. В. Лощинина. Традиционно, «визитной карточкой» рязанской земли помимо скопинской керамики были кружевоплетение и вышивка. С уходом из жизни Народного художника РФ В. В. Грумковой, традиция народной вышивки обрела новое дыхание в творчестве Е. В. Колодкиной. В последние годы получили признание на самом высоком уровне ее коллекции, развивающие идеи народного костюма.

          В рязанском союзе художников, как и всюду в подобных организациях есть яркие таланты, фигуры первой величины, творческие лидеры, известные далеко за пределами региона, желанные гости на всероссийских выставках, мастера, по творчеству которых узнают организацию. В Рязани это большая группа живописцев, исповедующих в основном реалистические традиции живописи, как правило, они отмечены почетными званиями, т.е. лидерство их далеко не случайно, среди них немало преподавателей старейшего в России Рязанского художественного училища им. Г. К. Вагнера.

          Взлет печатной графики остался в прошлом (конец 70-х – начало 90-х годов). Сергей Ковригин — одинокая фигура в этой области, его серии офортов появляются на выставках, тотчас же становясь достоянием коллекции Рязанского художественного музея. Безусловными лидерами акварели зарекомендовали себя А. В. Печатнов и Г. Ю. Шуваева. Разумеется, есть яркие фигуры, которые не соответствуют общему характеру рязанского изобразительного искусства, в чьем творчестве силен условный язык, преобладание метафоры. Это художники, сформировавшиеся в 70-е годы: А. М. Ковалев, В. И. Николаев, в скульптуре это Н. Д. Тюкина, Р. А. Лысенина; свой, несколько умозрительный путь ищет молодой художник А. П. Акиндинов.

          Как бы ни менялись времена, в рязанском Союзе художников живут замечательные традиции, не позволяющие забывать об ушедших художниках. В 2006 году на фасаде Дома художника при финансовой поддержке губернатора рязанской области Г. И. Шпака была открыта памятная доска, посвященная народному художнику РФ С. Ф. Якушевскому (автор А. С. Анисимов), ежегодно в послепасхальные дни рязанские художники навещают могилы ушедших. По мере ухода художников из жизни естественным образом возникает проблема сохранения их художественного наследия. Решением этой проблемы занялась Р. А. Лысенина. По ее инициативе был создан фонд «Творческое достояние», который озадачился организацией выставок и сбережением оставленных произведений ушедших художников.

          XXI век заставляет человека быть прагматичным, прибежищем романтизма остается только душа художника. Вот и выходит, что Союзы художников, когда-то искусственно рожденные, стали заповедниками романтических душ. В конце 90-х велись обостренные споры по поводу гибели реалистических традиций в российском искусстве. Так получилось, что в рязанской организации им ничего не угрожает, хотя, разумеется, общий художественный процесс не мог не затронуть нашу территорию. Но задача Союза все-таки, прежде всего собирание и сбережение художников хороших и разных, и она в Рязани успешно решается.

Ирина Протопопова, искусствовед

Читайте по теме:

Вступительная статья к альбому «Рязанский союз художников. 80 лет творчества»

Рязанский союз художников в Википедии